Киношкола

Киношкола

На этой странице подобраны статьи, предназначенные преимущественно для тех, кто делает первые шаги в кино-, видеосъемке и фотографии.

А вот, к примеру, правовые аспекты кинопроизводства актуальны и для профессионалов, и для любителей. Их нужно просто знать (как таблицу умножения). Некоторые из них размещены в разделе <ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО>, но кое-что полезное есть в спойлере <АВТОРСКИЕ ПРАВА в КИНО>.

Ссылки на статьи (и профильную литературу), размещенные в спойлерах, могут оказаться полезными студентам вузов, обучающимся по направлениям подготовки, связанным с кино и телевидением.

В некоторых спойлерах есть ссылки на официальные нормативные документы из сферы кино- видеопроизводства.

Разумеется, ни кино, ни телевидения не было бы без фотографии. Поэтому в спойлере <ТЕОРИЯ ФОТОГРАФИИ> есть ссылки на статьи для тех, кто недавно взял в руки съемочную камеру (неважно какую), и хотел бы не только прочесть полезные советы, но и поупражняться в выполнении базовых практических заданий.

Эта страница находится в разработке, поэтому извините, если какие-то спойлеры на момент вашего посещения окажутся пустыми. Скоро они будут наполнены.

АВТОРСКИЕ ПРАВА в КИНО

Юридические аспекты кинопроизводства рассматриваются в самостоятельном разделе сайта SNEG50.ru — <ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО>, но кое-что вы можете почерпнуть и здесь.

К примеру то, что авторами Фильма являются только сценарист, режиссер и композитор (ст. 1263 ГК РФ).

Все остальные участники работы над фильмом — операторы-постановщики, режиссеры монтажа, звукорежиссеры и т.п. авторами фильма не являются.

Не является автором фильма даже продюсер, в пользу которого отчуждаются все права на фильм по окончании его производства. Права продюсера регламентируются статьей 1240 ГК РФ.

Подробнее в следующих статьях:

Авторские права в неигровом киноавторские-права

Автор: Ольга Курина │ Дата публикации: 08.08.2021

Введение в авторское право: интеллектуальные права и способы их использования.


Введение в авторское право: интеллектуальные права и способы их использования
Договоры в неигровом кино и авторское право

Автор: Ольга Курина │ Дата публикации: 21.08.2021


Музыка-в-кино
Авторское право и музыка в кино

Автор: Ольга Курина │ Дата публикации: 02.10.2021


Не относится к авторскому праву, но знать нужно ОБЯЗАТЕЛЬНО: Правила публикации информации о детяхо-детях-pravila-publikacii-o-detyah

Автор: Анатолий Белов │ Дата публикации: 09.07.2019

Правовые аспекты публикации изображений и персональных данных несовершеннолетних.

ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОГО КИНО

Сиртаки придумал Энтони Куиннehntoni_kuinn-grek_zorba

Автор: Анатолий Белов │ Дата публикации: 01.05.2015

Придуманный Энтони Куинном танец был буквально склеен из Сиртоса вначале танца и Пидихтоса во второй (быстрой) части танца. Фильм «Грек Зорба» по настоящему полюбился грекам, а «Танец Зорбы» настолько тронул греков, что молниеносно стал самым популярным греческим танцем и очень скоро на законодательном уровне был признан национальным греческим танцем.

ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО КИНО

Кинооператоры Великой Отечественной войныФронтовые-кинооператоры-они-снимали-войну
Автор: Анатолий Белов │ Дата публикации: 26.12.2019

Фронтовые кинооператоры: каждый второй ранен, каждый четвертый убит…


Ротоскопная анимация, фотоперекладка и эклерРотоскоп-и-ротоскопная-анимация
Автор: Анатолий Белов │ Дата публикации: 30.01.2021

Ротоскоп был изобретен в 1914 году Максом Флейшером. В СССР ротоскопирование было известно под названием «эклер» (название возникло благодаря марке проекционного аппарата Eclair).


Киноаппарат-кинетоскоп Тимченкоkinoapparat_timchenko1
Автор: Анатолий Белов │ Дата публикации: 23.06.2015

Кино родилось не в Париже, а в Одессе, причем на два года раньше. В ноябре 1893 года газета «Одесский листок» сообщала, что открылась «художественная выставка живых фотографий, приводимых в движение посредством электрической машины», а в другом объявлении говорилось, что «выставка живых фотографий ежедневно открыта с 11 час. утра до 11 час. вечера». Эти, как теперь принято говорить, коммерческие показы прошли за два года до знаменитой демонстрации братьев Люмьер.


3D-кино в СССР появилось в конце 40-х годов прошлого века3d-kino_v_sssr2
Автор: Анатолий Белов │ Дата публикации: 21.06.2015

Экспериментальные работы по созданию стереокино в СССР, как и во всем мире, шли в 20-30-е годы. У нас с середины 30-х годов основные исследования в этой области велись во Всесоюзном научно-исследовательском кинофотоинституте (НИКФИ). В 1935 году инженер С. П. Иванов запатентовал систему «растровой безочковой стереопроекции».


«Берегись автомобиля» – фильм без комбинированных съемокberegis_avtomobilja1
Автор: Анатолий Белов │ Дата публикации: 16.10.2015

3 февраля 1967 года киностудия «Мосфильм» представила на суд зрителя фильм Эльдара Рязанова «Берегись автомобиля». Интересные факты о комедии «Берегись автомобиля».


Русский безбашенный студийный синтезатор АНСans

Автор: Анатолий Белов │ Дата публикации: 23.06.2015

На АНСе была записана музыка к таким знаменитым советским кинофильмам, как «Сибириада», «Солярис» и «Освобождение». В комедии Леонида Гайдая «Бриллиантовая рука» есть эпизод, где аферисту Геше (А. Миронов) снится кошмар, что за ним гоняется летающая загипсованная рука. Озвучена эта сцена тоже с помощью синтезатора АНС


Откуда взялась фальшивка: «Пока народ безграмотен, важнейшим из искусств для нас является кино и цирк»?
Из всей искусств

Автор: Анатолий Белов │ Дата публикации: 17.10.2023

ИСТОРИЯ ИСКУСТВ

Формат кадра 16:9 — откуда он взялся16:9 (Формат кадра и восприятие телевизионного изображения)
Авторы: Ольга Бессмельцева, Юрий Косарский, Дмитрий Карпов │ Дата публикации: 20.10.2018

Авторы описывают историю, причины, особенности, противоречия и последствия перехода от классического экрана 4:3 и 4:5 к широкому — 16:9.


Золотое сечение в фотографии и живописиzolotoe_sechenie_v_foto

Автор: Анатолий Белов │ Дата публикации: 07.06.2015

На основе данного правила существуют различные способы построения гармоничных композиций, в том числе и в фотографии.
ТЕХНИКА КИНО И ТЕЛЕВИДЕНИЯ

Киноаппарат-кинетоскоп Тимченкоkinoapparat_timchenko1
Автор: Анатолий Белов │ Дата публикации: 23.06.2015

Кино родилось не в Париже, а в Одессе, причем на два года раньше. В ноябре 1893 года газета «Одесский листок» сообщала, что открылась «художественная выставка живых фотографий, приводимых в движение посредством электрической машины», а в другом объявлении говорилось, что «выставка живых фотографий ежедневно открыта с 11 час. утра до 11 час. вечера». Эти, как теперь принято говорить, коммерческие показы прошли за два года до знаменитой демонстрации братьев Люмьер.


Ротоскопная анимация, фотоперекладка и эклерРотоскоп-и-ротоскопная-анимация
Автор: Анатолий Белов │ Дата публикации: 30.01.2021

Ротоскоп был изобретен в 1914 году Максом Флейшером. В СССР ротоскопирование было известно под названием «эклер» (название возникло благодаря марке проекционного аппарата Eclair).


Отец видеозаписи Александр Понятов и AMPEXaleksandr_ponjatov

Автор: Анатолий Белов │ Дата публикации: 18.06.2015

Как русский эмигрант создал первый американский магнитофон и первый в мире «видик».

 


Стедикам изобрел Гаррет Браун в 1977 годустедикам

Автор: Никита Кириченко │ Дата публикации: 15.01.2020

Стедикам — система стабилизации и экзоскелет оператора.


Как устроена и работает плазменная панельPlazma

Автор: Анатолий Белов │ Дата публикации: 16.05.2015

Плазменная панель представляет собой матрицу газонаполненных ячеек, заключенных между двумя параллельными стеклянными поверхностями.


Как получается 3D-изображение в кино3D

Автор: Анатолий Белов │ Дата публикации: 14.05.2015

Для того чтобы картинка на экране казалась объемной, каждый глаз зрителя, как в жизни, должен видеть несколько отличающееся изображение, из которых мозг сложит единую трехмерную картину.

КИНОПЛЕНОЧНОЕ ПРОИЗВОДСТВО

 

ЦИФРОВОЕ КИНО

СПРАВКА о ФОРМАТАХ 4К и UHD

4K — обозначение разрешающей способности в цифровом кинематографе и компьютерной графике, примерно соответствующее 4000 пикселей по горизонтали.

Термин “4K” изначально происходит из консорциума цифрового кино DCI (Digital Cinema Initiatives), который стандартизирует спецификации для производства цифрового кино. В этом случае это разрешение 4096 на 2160 пикселей, что в четыре раза больше, чем предыдущий стандарт цифровой обработки и проекции (2K или 2048 х 1080).

это стандарт не только разрешения, он также определяет, как кодируется контент. DCI 4K сжимается с помощью JPEG 2000, может иметь битрейт до 250Мбит и использует 12-битную 4:4:4 глубину цвета.

DCI (Digital Cinema Initiatives) — профессиональный производственный стандарт, который является наиболее распространенным для цифрового производства под разрешение 4096 х 2160 точек.

стандарты цифрового кино

Стандарты цифрового кино

UHD (Ultra High Definition) — то же самое что и , за исключением одного: он больше подходит для потребителей и телевидения, также имеет меньшее разрешение 3840×2160 точек, чем полнокадровый (4096х2160).

Итак, 4K UHD часто называют просто 4K, а иногда, как 2160p. Он имеет разрешение 3840 х 2160 точек, которое в четыре раза превышает количество пикселей в формата Full HD.

Буква «p» в обоих вариантах означает прогрессивный, а это означает, что все изображение рисует каждую строку кадра последовательно, а не чарез строку (как на телевидении).

Full HD — официальное название дисплея разрешением 1920 х 1080 точек () и соотношением сторон 1.78:1 (16:9).

Digital-video resolutions_4K

Соотношение площадей изображения в форматах 4К, 4K UHD и Full HD, исходя и их разрешающей способности (количества точек — пикселей).


Классы флеш-карт по минимальной и максимальной скорости

PDF (кликните на картинке)

 

ТЕЛЕВИДЕНИЕ

Отец видеозаписи Александр Понятов и AMPEXaleksandr_ponjatov

Автор: Анатолий Белов │ Дата публикации: 18.06.2015

Как русский эмигрант создал первый американский магнитофон и первый в мире «видик».

 


Изобретение телевидения. История и современностьАналоговое-телевидение

Автор: Анатолий Белов │ Дата публикации: 15.02.2021

От диска Нипкова до цифрового телевидения.


Аналоговое телевидение как базовая основа цифрового ТВАналоговое-телевидение-1

Автор: Анатолий Белов │ Дата публикации: 15.02.2021

Телевидение. Принцип получения телевизионного изображения.


10 советских моделей черно-белых телевизоровsovetskie_televizory

Автор: Анатолий Белов │ Дата публикации: 01.07.2015

6 января 1934 года в Ленинграде на заводе имени Козицкого по американской лицензии был выпущен первый советский электронный телевизионный приёмник ТК-1. Он представлял собой весьма громоздкую тумбу с вертикально расположенным кинескопом и горизонтально расположенным экраном. Зритель должен был смотреть не на экран, а на отражение его в зеркале, закреплённом на внутренней стороне откидной крышки тумбы.


Формат кадра 16:9 — откуда он взялся16:9 (Формат кадра и восприятие телевизионного изображения)
Авторы: Ольга Бессмельцева, Юрий Косарский, Дмитрий Карпов │ Дата публикации: 20.10.2018

Авторы описывают историю, причины, особенности, противоречия и последствия перехода от классического экрана 4:3 и 4:5 к широкому — 16:9.


Цифровое телевидение в России — как оно работаетцифровое-телевидение

Автор: Анатолий Белов │ Дата публикации: 13.05.2021

Цифровое вещательное телевидение. Базовые основы.


«Стандарты видео в цифровом телевидении». Цифровое кодирование ТВ изображений стандартной четкости


«Стандарты звука в цифровом телевидении». Преобразование звуковых сигналов в цифровую форму


«Как формируется цифровой телевизионный сигнал». Способы обработки и передачи цифровых телевизионных сигналов


«Кодирование и передача сигналов цифрового ТВ». Особенности передачи сигналов цифрового телевидения по эфирным каналам связи


«Цифровое телевидение стандартов DVB-T и DVB-T2». Концепции стандартов DVB-T и DVB-T2


«Практическое использование видеокомпрессии в телевидении». Видеокодеки и кодировщики

ТЕОРИЯ ФОТОГРАФИИ

«Фотокомпозиция»Автор: Анатолий Белов │ Дата публикации: 07.06.2015. Л. П. Дыко, А. Д. Головня (книга)

Дата публикации: 07.06.2015

 


Золотое сечение в фотографии и живописиzolotoe_sechenie_v_foto

Автор: Анатолий Белов │ Дата публикации: 07.06.2015

На основе данного правила существуют различные способы построения гармоничных композиций, в том числе и в фотографии.

Свет и схемы освещения в портретной фотографииСвет-и-схемы-освещения

Авторы: Дарлин Хильдебрандт (Darlene Hildebrandt), Анатолий Белов │ Дата публикации: 10.03.2020

6 базовых схем освещения, которые должен знать каждый фотограф.


Предметный мир в фотографии — не совсем натюрмортванитас-с-черепом

Автор: Анатолий Белов │ Дата публикации: 06.09.2020

Натюрмо́рт (от фр. nature morte или итальянского natura morta — «мёртвая природа»).  И, в то же время, «предметный мир» — совершенно конкретное определение применительно к фотографии.


Светотень и предметный мир в фотографииСветопись_Предметный-мир

Автор: Анатолий Белов │ Дата публикации: 12.09.2020

Предметный мир и светотень — белое, черное и полутона.


Предметный мир — макромир, дым и парМакромир-дым-и-пар

Автор: Анатолий Белов │ Дата публикации: 20.09.2020

В кадре — дым, пар и всякие мелочи.


Памятка по кадрированию портретаПамятка по кадрированию портретов


УЧЕБНЫЕ ФОТОРАБОТЫ

Учебные фотоработы молодых авторов в репортажных и аналитических статьях:

32 светофора на перекрестке в Ростове-на-Донусветофоры в Левенцовке (аналитическая статья)

Автор: Анатолий Белов. Фото: Даниил Шаблинский, Никита Кириченко │ Дата публикации: 10.01.2021.


Маловодный Дон в декабре 2020 годаБезводный-тихий-Дон.-Декабрь-2020

Автор: Даниил Шаблинский │ Дата публикации: 16.12.2020

(фоторепортаж)


Природа Большого Сочи. Хоста, октябрь 2020лошадь в горах

Авторы: Никита Кириченко, Лолита Муселимян │ Дата публикации: 03.11.2020

(зарисовка)

 


«Стальной характер – 2021»Стальной-характер в Ростове-на-Дону

Авторы: Никита Кириченко, Даниил Шаблинский │ Дата публикации: 08.05.2021

(фоторепортаж)


Владикавказ. Апрель-2022Вид-на-столовую-гору

Автор: Никита Кириченко │ Дата публикации: 22.04.2022

(фоторепортаж)

ЛЮБИТЕЛЬСКИЕ УЧЕБНЫЕ ВИДЕОРАБОТЫ

«Ночь» — любительское видео в духе триллераночь

Авторы: Никита Кириченко, Даниил Шаблинский, Анатолий Белов │ Дата публикации: 14.12.2020

Двое молодых авторов обратились в редакцию портала SNEG5.com с просьбой опубликовать их совместную видеоработу.


Природа — твой друглошадь в горах

Автор: Никита Кириченко │ Дата публикации: 05.11.2020

Видеозарисовка.

ЮМОР о КИНО и ТВ

Профессиональный сленг работников телевиденияТВ-сленг_зомбоящик

Автор: Анатолий Белов │ Дата публикации: 04.04.2021

Жаргонизмы и забавные профессионализмы на телевидении.

ЧАСТИЧНО УСТАРЕВШИЕ АРХИВНЫЕ СТАТЬИ

Как получается 3D-изображение в кино3D

Автор: Анатолий Белов │ Дата публикации: 14.05.2015

Для того чтобы картинка на экране казалась объемной, каждый глаз зрителя, как в жизни, должен видеть несколько отличающееся изображение, из которых мозг сложит единую трехмерную картину.

 


Стедикам изобрел Гаррет Браун в 1977 годустедикам

Автор: Никита Кириченко │ Дата публикации: 15.01.2020

Стедикам — система стабилизации и экзоскелет оператора.


Постельные сцены в кино снимают не так, как вы думаетеpostelnye_sceny

Дата публикации: 28.06.2015

Секс в кино: как на самом деле снимаются постельные сцены.


Сиртаки придумал Энтони Куиннehntoni_kuinn-grek_zorba

Автор: Анатолий Белов │ Дата публикации: 01.05.2015

Придуманный Энтони Куинном танец был буквально склеен из Сиртоса вначале танца и Пидихтоса во второй (быстрой) части танца. Фильм «Грек Зорба» по настоящему полюбился грекам, а «Танец Зорбы» настолько тронул греков, что молниеносно стал самым популярным греческим танцем и очень скоро на законодательном уровне был признан национальным греческим танцем.


Обзор конструкции «скафандра» фильма Риддли Скотта «Марсианин»скафандр

Автор: Анатолий Белов │ Дата публикации: 01.05.2015

Несомненно это не настоящий скафандр, а фантазия художника–костюмера.


Лучшая реклама за всю историю — ролик для Hondaреклама Хонда

Дата публикации: 01.07.2016

Ролик для Honda под названием «Центр тяжести». Honda. The Cog.


Синтезатор Термена — терменвоксsintezator_termena

Автор: Анатолий Белов │ Дата публикации: 23.06.2015

В 1919 году российский физик-изобретатель и музыкант Лев Сергеевич Термен изобрел совершенно уникальный революционный электронный инструмент, который считается «отцом» всех современных синтезаторов.

 

Задать вопрос специалистам

Используя данную форму обратной связи вы выражаете согласие с Политикой конфиденциальности персональной информации официального сайта ООО “Кинокомпания “Курьер”.

Напишите текст сообщения адресату, которого вы выбрали в окне выше (из выпадающего списка сотрудников, партнеров и друзей кинокомпании). Здесь же можете указать свой контактный телефон.
Письменный ответ и пересылка документов по запросу возможны только на указанный Email. Контактный телефон можете указать в поле текстового сообщения. На мессенджеры ответ НЕ ПРЕДОСТАВЛЯЕТСЯ!

 

Loading