Законодательство

юридические аспекты

Что такое фильм и кто его авторы

Начнем с азбучных истин, закрепленных законодательно.

Сначала поясним, что такое “ФИЛЬМ” попроще, без строгих юридических понятий — “языком домохозяйки”.

«Фильм» — аудиовизуальное произведение. В понятие «Фильм» включается как окончательная версия Фильма, так и любые другие версии Фильма (киноверсия, монтажные версии и пр.), а также весь созданный визуальный и звуковой материал Фильма, как вошедший, так и не вошедший в окончательную версию Фильма.

52 минуты и дольше — полнометражный фильм. Короче 52 минут — короткометражный.

Авторами Фильма являются только сценарист, режиссер и композитор (ст. 1263 ГК РФ). Все остальные участники работы над фильмом — операторы-постановщики, режиссеры монтажа, звукорежиссеры и т.п. авторами фильма не являются.

Не является автором фильма даже продюсер, в пользу которого отчуждаются все права на фильм по окончании его производства. Права продюсера регламентируются статьей 1240 ГК РФ.

Атеперь — юридическим языком:

Статья 1263. “Аудиовизуальное произведение” ГК РФ

1. Аудиовизуальным произведением является произведение, состоящее из зафиксированной серии связанных между собой изображений (с сопровождением или без сопровождения звуком) и предназначенное для зрительного и слухового (в случае сопровождения звуком) восприятия с помощью соответствующих технических устройств. Аудиовизуальные произведения включают кинематографические произведения, а также все произведения, выраженные средствами, аналогичными кинематографическим (теле- и видеофильмы и другие подобные произведения), независимо от способа их первоначальной или последующей фиксации.

2. Авторами аудиовизуального произведения являются:

1) режиссер-постановщик;
2) автор сценария;
3) композитор, являющийся автором музыкального произведения (с текстом или без текста), специально созданного для этого аудиовизуального произведения.

3. При публичном исполнении либо сообщении в эфир или по кабелю, в том числе путем ретрансляции, аудиовизуального произведения авторы музыкального произведения (с текстом или без текста), использованного в аудиовизуальном произведении, сохраняют право на вознаграждение за указанные виды использования их музыкального произведения.

4. Права изготовителя аудиовизуального произведения, то есть лица, организовавшего создание этого произведения (продюсера), определяются в соответствии со статьей 1240 настоящего Кодекса. Изготовителю принадлежит исключительное право на аудиовизуальное произведение в целом, если иное не вытекает из договоров, заключенных им с авторами аудиовизуального произведения, указанными в пункте 2 настоящей статьи. Изготовитель при любом использовании аудиовизуального произведения вправе указывать свое имя или наименование либо требовать такого указания. При отсутствии доказательств иного изготовителем аудиовизуального произведения признается лицо, имя или наименование которого указано на этом произведении обычным образом.

5. Каждый автор произведения, вошедшего составной частью в аудиовизуальное произведение, как существовавшего ранее (автор произведения, положенного в основу сценария, и другие), так и созданного в процессе работы над ним (оператор-постановщик, художник-постановщик и другие), сохраняет исключительное право на свое произведение, за исключением случаев, когда это исключительное право было передано изготовителю или другим лицам либо перешло к изготовителю или другим лицам по иным основаниям, предусмотренным законом.

Комментарий к Ст. 1263 ГК РФ 1

Настоящая статья определяет особенности правового режима аудиовизуального произведения, которое имеет следующие характеристики:

— состоит из зафиксированной серии связанных между собой изображений;
— может быть как с сопровождением, так и без сопровождения звуком;
— воспринимается с помощью соответствующих технических устройств зрительно, а при наличии звукового сопровождения — и на слух;
— воспринимается как сложный объект;
— воспринимается как объект, включающий в себя элементы делимого и неделимого соавторства.

Термин «аудиовизуальное произведение» в российском законодательстве впервые был упомянут в ст. 134 Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик 1991 г. Статья 486 ГК РСФСР закрепляла авторское право на кинофильм или телефильм за предприятием, осуществившим его съемку, а на любительские фильмы — за автором или соавторами.

Кроме того, абзац третий этой же статьи предусматривал право автора сценария, композитора, режиссера-постановщика, главного оператора, художника-постановщика и авторов других произведений, вошедших составной частью в кинофильм или телефильм, на свое произведение.

Пункт 3 Постановления ВЦИК, СНК РСФСР от 8 октября 1928 г. «Об авторском праве» предусматривал, что авторское право на киноленты признается за выпускающим их в свет кинопроизводственным предприятием. За автором сценария сохраняется право на получение вознаграждения за публичную демонстрацию киноленты. Закон об авторском праве и смежных правах давал в ст. 13 аналогичные определения аудиовизуальных произведений и перечислял некоторые из них, в частности кино-, теле- и видеофильмы, слайдфильмы, диафильмы (ст. 7).

Понятие фильма определено в ст. 3 Федерального закона от 22 августа 1996 г. N 126-ФЗ «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации».

Фильм — это аудиовизуальное произведение, созданное в художественной, хроникально-документальной, научно-популярной, учебной, анимационной, телевизионной или иной форме на основе творческого замысла, состоящее из изображения зафиксированных на кинопленке или на иных видах носителей и соединенных в тематическое целое последовательно связанных между собой кадров и предназначенное для восприятия с помощью соответствующих технических устройств.

Фильм продолжительностью не менее чем 52 минуты является полнометражным фильмом.
Фильм продолжительностью менее чем 52 минуты является короткометражным фильмом. Подробнее здесь.

Статьи о важных юридических аспектах в неигровом кино

Авторские права в неигровом киноавторские-права

Автор: Ольга Курина │ Дата публикации: 08.08.2021

Введение в авторское право: интеллектуальные права и способы их использования.


Введение в авторское право: интеллектуальные права и способы их использования
Договоры в неигровом кино и авторское право

Автор: Ольга Курина │ Дата публикации: 21.08.2021


Музыка-в-кино
Авторское право и музыка в кино

Автор: Ольга Курина │ Дата публикации: 02.10.2021


Правила публикации информации о детяхо-детях-pravila-publikacii-o-detyah

Автор: Анатолий Белов │ Дата публикации: 09.07.2019

Правовые аспекты публикации изображений и персональных данных несовершеннолетних.


УНФ_ПУ_сопроводительное письмоКак оформить заявку на фестиваль и заполнить сопроводительное письмо

Автор: Анатолий Белов │ Дата публикации: 25.12.2022

 


Рекомендации Гильдии сценаристов России

Гильдия сценаристов России рекомендует использовать в Договорах авторского заказа со сценаристом следующую терминологию для однозначного понимания сути выполняемых им работ:

«Сценарий» – литературное произведение, содержащее развернутое, то есть полное, последовательное и конкретное литературное описание сюжета, места и времени действия, действующих лиц (персонажей), диалоги персонажей, структурированное по актам и сценам. Описание должно быть законченным, то есть описывать начало, середину и финал событий. Сценарий должен давать представление о каждой серии Фильма и соответствовать производственно-экономическим требованиям Продюсера. Объем Сценария – от ____ до ____ страниц формата А-4 на каждую серию Фильма.

«Первый Вариант Сценария» – вариант Сценария, создаваемый на основе утвержденного Продюсером Поэпизодного плана.

«Второй Вариант Сценария» – вариант Сценария, создаваемый путем доработки Первого Варианта Сценария с учетом требований телевизионного канала, для которого производится Фильм.

«Третий Вариант Сценария» – вариант Сценария, создаваемый путем доработки Второго Варианта Сценария с учетом требований Продюсера на этапе создания режиссерского сценария Фильма.

«Литературная основа» – литературное произведение «________________», автор «_____________________», на основе которого должен быть создан Сценарий.

«Заявка» – литературное произведение, содержащее краткое описание сюжета Сценария. Заявка является Приложением №1 к Договору. В случае если исключительное право на Заявку на момент заключения настоящего Договора принадлежит Автору, она для целей настоящего Договора считается частью Синопсиса.

«Синопсис» – литературное произведение, содержащее краткое описание сюжета, места и времени действия, а также персонажей Фильма. Объем Синопсиса – от ____ до ____ страниц формата А-4.

«Развернутый синопсис» – литературное произведение, содержащее развернутое литературное описание сюжета, места и времени действия, а также персонажей каждой серии Фильма. Объем Развернутого синопсиса – от ____ до ____ страниц формата А-4 на каждую серию Фильма.

«Описание персонажей» – литературное произведение, содержащее развернутое литературное описание, раскрывающее образ персонажей. Объем Описания персонажей – от ____ до ____ страниц формата А-4 на каждого персонажа.

«Поэпизодный план» – литературное произведение, содержащее развернутое литературное описание сюжета, места и времени действия, а также персонажей, структурированное по актам и сценам. Объем Поэпизодного плана – от ____ до ____ страниц формата А-4 на каждую серию Фильма.

В понятия «Синопсис», «Развернутый синопсис», «Поэпизодный план» и «Сценарий» включаются как окончательные их варианты, так и все созданные Автором варианты указанных Сценарных материалов, изменения/дополнения к ним и любые их части.

«Сценарные материал» – Синопсис, Развернутый синопсис, Описание персонажей, Поэпизодный план Фильма, Сценарий (ненужное исключить).

«Аннотация» – краткое описание сюжета серии Фильма, объемом не более ______ предложений, которая для целей настоящего Договора считается частью Сценария соответствующей серии Фильма.

«Доработка» – внесение сокращений, дополнений и любых иных изменений, в том числе изменений сюжетных линий, мест и времени действия, персонажей, диалогов.

 

Loading