Подтверждение авторских прав при подаче конкурсных (фестивальных) заявок
Содержание
Подтверждение авторских прав при подаче конкурсных (фестивальных) заявок
• Краткий экскурс в юриспруденцию
• Авторы и продюсер
• Прокатное удостоверение
• Удостоверение национального фильма
Как подать заявку без прокатного удостоверения и УНФ
• Сопроводительное письмо
Как подтвердить свои права юрлицам, ИП и студентам
• Организациям кинематографии
• Прочим организациям
• Для студентов киновузов
• Для студентов иных вузов
• Для прочих учебных заведений
• Для учащихся киношкол, членов киноклубов и т.п.
• Если заявитель нигде не обучается
Несколько слов о финальных титрах |
Цифровое кино шагнуло в массы. Дешевизна и доступность оборудования, позволяющего получить картинку такого качества, которое недавно считалась уделом лишь профессионалов, подстегнуло лавинообразный рост «творцов», желающих продемонстрировать свою «материализацию чувственных идей» не где-то в пабликах, но и на фестивалях.
Конкурсов и фестивалей сейчас много. Хороших и разных…
На «разных» останавливаться не будем. Они нужны организаторам лишь для заработка на тщеславии участников, и сводятся, по сути, к продаже дипломов «победителей» чего-то там. За ваши деньги — любой диплом.
Остановимся на более-менее приличных фестивалях, принять участие в которых вполне по силам любому творческому человеку. Они бывают коммерческими (с оплатой регистрационного взноса) и бесплатными для участников (как правило, с государственной финансовой поддержкой).
Многие заметили, что в последнее время на подобных фестивалях существенно ужесточились требования к подаваемым заявкам. Речь идёт не о техническом качестве проектов, и не об их творческой составляющей, а именно о сопроводительной документации к фильму. Особенно это касается фестивалей с господдержкой — здесь государство включает на полную мощность весь свой аппарат для надзора над организаторами. И не только в части расходования бюджетных средств.
Связано это с тем, что ужесточается законодательное регулирование как в плане защиты интеллектуальной собственности, так и в сфере защиты персональных данный. Не говоря уж об ужесточении ответственности за пропаганду насилия, наркотиков и т.д. и т.п.
Организаторы солидных фестивалей (с хорошей фестивальной историей) дорожат своей репутацией, но не в состоянии держать целый штат юристов, рассматривающих под лупой каждый конкурсный проект, и просто вынуждены значительную часть формальностей и подтверждений перекладывать на заявителей.
Эта статья предназначена отнюдь не для профессиональных кинопродюсеров и дистрибуторов, которые знают порядок оформления конкурсных заявок на солидные фестивали. Для участия в большинстве таких мероприятий требуется ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ наличие не только Удостоверения национального фильма, но и Прокатного удостоверения.
Далее мы поговорим о фестивалях, организаторы которых которые не требуют от заявителя обязательного наличия УНФ и ПУ, но вначале проясним некоторые основополагающие законодательные нормы.
Краткий экскурс в юриспруденцию
ПУ выдаётся Министерством культуры РФ после сдачи обязательного экземпляра фильмокопии на материальном носителе в один из двух госархивов — Госфильмофонд РФ (туда сдаются игровые, научно-популярные и анимационные фильмы) или в РГАКФД (только документальные фильмы).
При наличии двух этих документов (УНФ и ПУ), как правило, не требуется более никаких других документов, подтверждающих права продюсера на дистрибуцию фильма. Ведь очистку проекта от сторонних авторских прав уже проверили в Минкульте, а продюсер получил не только законное право единолично распоряжаться этим продуктом, но и все проистекающие из этого права обязательства в соответствии со статьёй 1240 ГК РФ.
Профессионалы всё это и так знают, но эта в статья, адресована не маститым профессионалам, а студентам киновузов и начинающим кинематографистам, которым следует пояснить логику того, почему на фестивалях и конкурсах (в том числе студенческих) требуется подтверждать наличие прав на фильм у лица, подающего заявку.
АВТОРЫ И ПРОДЮСЕР — открыть
Права авторов аудиовизуального произведения (фильма) регулируются статьёй 1263 ГК РФ.
До недавнего времени авторами аудиовизуального произведения (фильма) признавались только сценарист, режиссёр-постановщик и композитор. Но с 14 июля 2022 г. законодатель причислил к авторам также и художника-постановщика анимационного (мультипликационного) фильма.
При этом продюсер (в соответствии со статьёй 1263 ГК РФ) автором фильма не является, но по окончании производства фильма приобретает ВСЕ права на фильм на основании договоров об отчуждении исключительного права или лицензионных договоров на основании статьи 1240 ГК РФ.
И, кстати, не стоит путать статьи 1263 и 1257 ГК РФ. Статья 1257 хоть и называется «Автор произведения», но имеет совершенно иную подоплёку.
Итак, в процессе создания сложного аудиовизуального произведения (фильма) все права на результат интеллектуальной деятельности принадлежат его авторам — сценаристу, режиссёру, композитору и художнику мультипликатору мультипликационного фильма (каждому по отдельности). Сохраняются эти права и по окончании производства в течение всего срока охраны авторских прав.
Но ведь любой фильм — это продукт КОЛЛЕКТИВНОГО творчества. Авторы (каждый по отдельности) не могут продать кинопрокатной организации свою часть вклада в фильм (отдельно сценарий, режиссуру и музыку). Для этого и нужен продюсер, которому авторы по окончании производства ДЕЛЕГИРУЮТ свои права, получая за это вознаграждение (разово, либо на условиях роялти — последующих потиражных отчислений от доходов продюсера, прокатывающего фильм).
В результате продюсер получает не только ЕДИНОЛИЧНОЕ ПРАВО распоряжаться фильмом, но и несёт ЕДИНОЛИЧНУЮ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ за возможные инциденты, если впоследствии выявятся какие-то огрехи, вступающие в противоречия с законодательством.
ПРОКАТНОЕ УДОСТОВЕРЕНИЕ — открыть
Единственным документом, дающим право на публичный показ аудиовизуального произведения (и тиражирование копий) является Прокатное удостоверение, выданное Министерством культуры РФ. При сдаче обязательного экземпляра в госархив и оформлении ПУ как раз и проверяется соблюдение всех юридических норм.
Осуществление проката фильма и (или) показа фильма без прокатного удостоверения на фильм (ст. 1458 КоАП РФ) влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти до ста тысяч рублей. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного этой статьёй влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
А теперь подумайте, нужны ли такие инциденты кинопрокатным организациям, а также организаторам фестивалей и конкурсов?
УДОСТОВЕРЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО ФИЛЬМА — открыть
Исчерпывающий перечень документов, необходимых для получения Удостоверения национального фильма представлен на официальном сайте Министерства культуры РФ. Не поленитесь заглянуть туда, чтобы понять, сколько и каких документов необходимо представить продюсеру в Минкульт, чтобы получить УНФ.
Целью этой статьи не является подробно объяснить для чего необходимо УНФ. Достаточно сказать, что для организаций кинематографии, занимающихся производством фильмов, этот документ необходим ещё и для освобождения от уплаты НДС по ставке 18% на весь период производства фильма. При этом, в отличие от Прокатного удостоверения (которое оформляется по окончании производства), УНФ можно получить как в самом начале реализации проекта (сразу же после издания приказа о запуске в производство), так и в середине (или по окончании) работы над фильмом.
УНФ и ПУ выдаются не только на бумаге с «мокрыми печатями», но и заносятся в общедоступные реестры Министерства культуры РФ. Поэтому при подаче заявок на фестивали и конкурсы организациями кинематографии — киностудиями, кинокомпаниями, а также индивидуальными предпринимателями, имеющими соответствующий основной ОКВЭД 59-го класса (59.11; 59.12; 59.13; 59.14), при подаче заявок на кинофестивали или конкурсы достаточно указать только ссылки на соответствующие страницы реестровых записей УНФ и (или) ПУ. Предоставлять организаторам фестивалей бумажные заверенные копии этих документов далеко не всегда обязательно.
Иногда достаточно лишь ссылки на оформленное УНФ. Ведь заявки на участие в фестивалях подаются, как правило, за несколько месяцев до проведения самого фестиваля. В это время фильм ещё находится в производстве. Да и по окончании производства далеко не всегда можно успеть получить прокатное удостоверение к дате фестиваля. Кто-то и вовсе не планирует его оформлять.
И, тем не менее, лучше что-то, чем ничего. Для некоторых фестивалей и конкурсов достаточно лишь самого факта оформления УНФ, имеющего реестровую запись. Ведь при оформлении УНФ уже, как минимум проверена добросовестность продюсера, заключившего договоры с авторами.
Как подать заявку без прокатного удостоверения и УНФ
Есть фестивали и конкурсы, для участия в которых предоставлять УНФ и ПУ вовсе не обязательно. К примеру, молодые участники фестивалей студенческого или школьного кино просто по определению не смогут получить прокатные удостоверения на свои произведения. Слишком это хлопотно (и дорого).
Тем не менее, участие в некоторых фестивалях, не только региональных, но и всероссийских (и даже международных!) вполне возможно при соблюдении некоторых формальностей.
Пример — кинофестиваль, проводимый Автономной некоммерческой организацией в сфере развития искусств «ФЕСТИВАЛЬ ПЛЮС». Если сказать точнее — это созвездие фестивалей, проводимых ежегодно по всей России. Календарь фестивалей и форма подачи заявки в электронном виде размещены на официальном сайте F+: https://festivalplus.info/
Отдельно стоит выделить и учреждённый этой некоммерческой организацией Всероссийский кинофестиваль молодёжного патриотического кино «ZOV» (https://zovfestival.ru/nominatsii). Из названия понятно, что там своё кино представляют только молодые и для молодых. Планируется, что с 2023 года он будет проводиться шесть раз в год в разных городах России. Подача заявок на ZOV абсолютно бесплатна для всех участников конкурсной программы.
Как же правильно подтвердить свои права на фильм при подаче заявок хотя бы на эти фестивали? Как минимум — заполнить сопроводительное письмо назначение которого — подтвердить наличие у заявителя прав на фильм и отсутствие в нём запрещённого контента.
ЧТО ТАКОЕ СОПРОВОДИТЕЛЬНОЕ ПИСЬМО — открыть
При подаче заявок на кинофестивали зачастую возникает непонимание у заявителя, что именно имеет в виду организатор фестиваля, требующий приложить к заявке СОПРОВОДИТЕЛЬНОЕ ПИСЬМО.
Для крупных фестивалей с многоступенчатой процедурой отбора под сопроводительным письмом обычно подразумевается один из инструментов продвижения вашего проекта, в котором заявитель описывает достоинства своего фильма, и в краткой форме сообщает дополнительную информацию, способствующую привлечению внимания конкурсной комиссии к своему проекту. Как правило, к этому времени информация о заявителе уже проверена организатором фестиваля и проекту присвоен трекинговый номер. Такое сопроводительное письмо не является официальным документом.
Но в данной статье мы рассматриваем другой тип сопроводительного письма для фестивалей с ОДНОСТУПЕНЧАТОЙ процедурой подачи конкурсной заявки. В таких фестивалях всё предельно просто — заполнить поля в электронной форме на сайте организатора, оплатить взнос участника, и дожидаться публикации шорт-листа. Отбор производится в один тур.
Это значит, что заявителю (продюсеру или индивидуальному автору) нужно подтвердить свои права на фильм и предоставить гарантии отсутствия запрещённого контента сразу же — при подаче заявки.
Поскольку речь идёт о правообладании и отсутствии в фильме запрещённого контента, то этот тип сопроводительного письма — официальный, юридически значимый документ, которые следует оформлять по определённым правилам.
Оформляется СП на фирменном бланке организации (или ИП), содержащем исчерпывающий перечень реквизитов. Письмо подписывается должностными лицами и заверяется и печатью организации.
Стоит заметить, что не только юрлица, но и ИП должны иметь фирменные бланки (продольные или угловые). На фирменных бланках госорганов и бюджетных организаций останавливаться не будем (они оформляются в соответствии с ГОСТ Р 7.0.97-2016), а ИП могут использовать примерно такую форму бланка.
Что такое фирменный бланк ИП и как его изготовить, читайте здесь.
Пару слов о печатях. Действующее законодательство предусматривает самостоятельное принятие решения юридическим лицом о необходимости наличия у него печати, если федеральным законом не предусмотрена обязанность общества использовать печать. Для ИП это прописано в ФЗ № 129 от 08.08.2001 года, для ООО — в ФЗ № 82 от 06.04.2015 года. При этом вносить в устав информацию об отсутствии печати организации не обязаны. Но существуют такие документы, в которых одной подписи руководителя недостаточно, и без соответствующего оттиска они будут считаться недействительными.
Для юридически значимого сопроводительного письма в оргкомитет фестиваля (конкурсную комиссию) наличие печати, как минимум, желательно.
Как подтвердить свои права юрлицам и ИП
Можно выделить две категории юрлиц и индивидуальных предпринимателей, так или иначе, связанных с созданием аудиовизуальных произведений.
Самый простой случай, когда заявитель является продюсером, которому принадлежит исключительное право на фильм. Но если заявитель является сопродюсером, то в сопроводительном письме и приложениях к нему следует указать всех, кому помимо заявителя принадлежат права на продукт совместного производства или софинансирования.
Если по окончании производства фильма в пользу заявителя (продюсера) не были отчуждены исключительные права на фильм, требуется предоставить письменное свидетельство того, что заявитель имеет право с ведома (или без ведома) сопродюсеров (компаньонов) представлять фильм на публичных площадках, в т. ч. фестивалях и конкурсах.
ДЕПОНИРОВАНИЕ ПРАВ НА АУДИОВИЗУАЛЬНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ при отсутствии каких-либо коммерческих договоров с авторами — открыть
Как подтвердить свои права заявителю, если, к примеру, видеоклип снимался инициативной группой единомышленников, не преследующих цель извлечения коммерческой выгоды, участвовавших в проекте дбровольно, и не заключавших между собой никаких письменных договоров?
Одним из самых современных, быстрых и надежных способов зафиксировать авторские права на видеоконтент является ДЕПОНИРОВАНИЕ на специализированных сервисах (их достаточно много, стоимость порядка 1000 руб.). В ходе процедуры файл с видео помещается на хранение в защищенную цифровую ячейку, фиксируется дата и время загрузки и приоритет авторства.
После этого вы получаете СВИДЕТЕЛЬСТВО О ДЕПОНИРОВАНИИ, в котором будет указано имя автора (соавторов) или правообладателя, описание произведения, дата и время депонирования. В спорных ситуациях свидетельство станет одним из доказательств того, что вы являетесь автором этого ролика и может быть представлено в качестве обоснования подтверждения ваших требований по удалению незаконно размещенного контента.
В этом случае в пункте 3 сопроводительного письма вы указываете реквизиты Свидетельства о депонировании и ссылку на его электронный образ (скан-копию или страницу на сервисе, на котором производилось депонирование).
При этом строго обязательно наличие в сопроводительном письме подписи стороннего квалифицированного эксперта, рецензировавшего проект уже после его депонирования или художественного руководителя, участвовавшего в проекте в процессе создания аудиовизуального произведения.
Слудует пояснить, что представляемый на фестиваль проект должен в точности совпадать с депонированным (хронометраж, последовательность и содержание кадров и т.п.). Поэтому такой проект рецензируется эспертом (или худруком) уже после депонирования. Если же впоследствии вы решили его перемонтировать, к примеру, с целью “подогнать” под требования другого фестиваля, то нужно депонировать уже новую версию, получать новое свидетельство и предоставлять эксперту уже эту версию. При невыполнении данного условия вас запросто выбросят из шорт-листа даже на заключительных этапах конкурсного отбора — при определении финалистов и победителей.
Заверяется такое сопроводительное письмо, содержащее экспертную оценку, подписью руководителя организации (юрлица, ИП, НКО и т.п.), от имени которой действует заявитель (правообладатель), и печатью организации. И, разумеется, это письмо должно быть выполнено на фирменном бланке заверяющей организации.
Организациям кинематографии
Организации кинематографии в качестве основного имеют как минимум один из ОКВЭД 59-го класса:
59.11 Производство кинофильмов, видеофильмов и телевизионных программ.
59.12 Деятельность монтажно-компоновочная в области производства кинофильмов, видеофильмов и телевизионных программ.
59.13 Деятельность по распространению кинофильмов, видеофильмов и телевизионных программ.
59.14 Деятельность в области демонстрации кинофильмов.
59.11.1 Производство анимационных фильмов.
59.11.9 Производство прочих кинофильмов, видеофильмов и телевизионных программ.
Подразумевается, что эти производители знают юридические нюансы кино-видеопроизводства и, как минимум, стараются придерживаться установленных законодателем норм и правил. Поэтому составление сопроводительного письма не вызовет у них никаких проблем.
Для организаторов фестивалей не так уж важно, является ли один из этих ОКВЭД основным для данного юрлица или ИП. Шаблон заявки заполняет, как правило, режиссёр, а заверяет руководитель организации кинематографии.
К скан-копии письма (в формате PDF) с подписями и печатью организации прилагаются копии документов, свидетельствующих о наличии у заявителя (продюсера) исключительных прав на фильм.
Это может быть любой документ, подписанный продюсером и автором, в котором присутствует формулировка о том, что продюсеру передаётся исключительное право на фильм.
Не обязательно прилагать договоры заказа или лицензионные договоры в полном объёме. Ведь организаторов фестиваля не интересует, сколько продюсер заплатил каждому из авторов, и на каких условиях. Нужны только:
- первая страница, где обозначены стороны, дата и место заключения договора;
- страница на которой присутствует формулировка о передаче продюсеру исключительных прав на фильм;
- страница с подписями и печатью организации (продюсера).
Кроме того, ВМЕСТО договоров с авторами, можно приложить подписанные сторонами (с печатью организации):
- Акт об утверждении сценария (или его приема-передачи продюсеру), содержащий реквизиты Договора авторского заказа и формулировку об отчуждении исключительных прав на фильм в пользу продюсера.
- Акт об окончании производства фильма (или его приема-передачи продюсеру), содержащий реквизиты Договора с режиссёром-постановщиком и формулировку об отчуждении исключительных прав на фильм в пользу продюсера.
- Акт выполненных работ или приема-передачи продюсеру исключительных прав на авторские музыкальные произведения (саундтреки), написанные для фильма.
Если заявитель — индивидуальный предприниматель, являющийся автором фильма, режиссером и продюсером, то он самостоятельно заполняет и подписывает сопроводительльное письмо. Заверяется письмо печатью ИП.
Примерный шаблон сопроводительного письма здесь: https://sneg50.ru/wp-content/uploads/2022/12/UL.doc
Желательно комплектовать сопроводительное письмо и приложения к нему (скан-копии страниц о наличии у продюсера исключительных прав на фильм) в один PDF-файл.
Стоит напомнить, что оформлять сопроводительное письмо организациям кинематографии нужно только в том случае, если на фильм не получено ни УНФ, ни Прокатное удостоверение. Если есть в наличии хотя бы один из этих документов, то достаточно указать ссылку на его страницу в электронном реестре УНФ или ПУ Минкульта РФ.
ПРОЧИМ ОРГАНИЗАЦИЯМ — открыть
Другая категория юрлиц и ИП не относится к организациям кинематографии. Это, к примеру, и образовательные организации, и хозяйствующие субъекты разных форм собственности, и индивидуальные предприниматели.
Может ли быть такой заявитель признан продюсером? Строго говоря, может. Процитируем выдержку из ст. 1240 ГК РФ:
«Лицо, организовавшее создание сложного объекта, включающего несколько охраняемых результатов интеллектуальной деятельности (кинофильма, иного аудиовизуального произведения, театрально-зрелищного представления, мультимедийного продукта, базы данных), приобретает право использования указанных результатов на основании договоров об отчуждении исключительного права или лицензионных договоров, заключаемых таким лицом с обладателями исключительных прав на соответствующие результаты интеллектуальной деятельности.».
Речь идёт о том, что любая организация (вне зависимости от формы собственности) может профинансировать создание кинофильма или иного аудиовизуального произведения, но все имущественные и авторские права будут принадлежать этой организации, а вовсе не авторам. Только эта организация может принять решение об участии в том или ином фестивале. Только эта организация может подать конкурсную заявку.
Поэтому если некто Иван Петров снял патриотический фильм по ДОГОВОРУ ЗАКАЗА с ООО «Сантехнические системы», то Иван Петров, будучи АВТОРОМ этого фильма не имеет права подавать заявку на участие в конкурсной программе по собственной инициативе и без ведома правообладателя. Это может сделать только продюсер (и правообладатель) — ООО «Сантехнические системы».
Вполне возможно, что стороны придут к соглашению об участии в фестивале и правообладатель (ООО “Сантехнические системы”) поручит режиссёру (Ивану Петрову) подать заявку от имени организации-правообладателя.
При этом копирайт фильма будет выглядеть не © Иван Петров, 2023 г., а © ООО «Сантехнические системы», 2023 г. (если иное не предусмотрено письменным договором между сторонами).
И если фильм будет признан победителем в номинации, предположим, «Лучший патриотический фильм», то лавры и награду за него получит не Иван Петров, а ООО «Сантехнические системы». Но Иван Петров вполне может получить лавры и персональную награду за работу в том же фильме, но в отдельной номинации, например, “Лучшая режиссёрская работа”.
Всё это при условии, что фильм прошёл конкурсный отбор, который начинается с проверки информации, указанной в СОПРОВОДИТЕЛЬНОМ ПИСЬМЕ, в котором помимо декларации о наличии у заявителя всех прав на фильм должны содержаться ещё и гарантии того, что в фильме отсутствует запрещённый контент, и не затронуты авторские права сторонних правообладателей.
Сможет ли такую экспертную оценку предоставить руководитель ООО «Сантехнические системы» (продюсер)? Возьмёт ли на себя такую ответственность?
Наверное, сможет, если у автора фильма (Ивана Петрова) в кармане лежит диплом ВГИКа или факультета телерадиовещания института культуры по направлению подготовки «Режиссура кино и телевидения», шаблон сопроводительного письма подготовил он сам, а в заявке указан как лицо, ответственное за подачу заявки. В этом случае продюсеру остаётся только надеяться на честное слово Ивана Петрова и его «мамой клянусь!». Ведь продюсер приобрёл не только все права на фильм, но и всю полноту ответственности за его содержимое.
Продюсер может привлечь и стороннего эксперта, компетентного в сфере кино и телевидения, который прорецензирует фильм, подготовит сопроводительное письмо и поставит свою подпись. А заверит письмо продюсер — ООО «Сантехнические системы».
Примерный шаблон сопроводительного письма и приложений к нему смотрите выше, где рассматриваются требования к сопроводительному письму от организаций кинематографии.
А если Иван Петров пока не получил диплом о профильном образовании (ещё учится), но желает представить свою работу на фестиваль?
Для студентов киновузов
Под словом «киновузы» не стоит понимать только ВГИК (включая все его филиалы) и СПбГИКиТ. Это могут быть, к примеру, институты культуры, в которых есть факультеты телерадиовещания и близкие к кино факультеты, на которых обучаются будущие специалисты в сфере кино и телевидения — режиссёры, операторы и т.п.
Таким студентам получить официальное сопроводительное письмо к своему фильму или клипу проще всего. Достаточно обратиться к мастеру своего курса или уполномоченному на то преподавателю, готовому стать художественным руководителем вашего проекта (фильма).
От него требуется заполнить сопроводительное письмо, являющееся подтверждением статуса всех участников вашего проекта. В письме должна быть краткая характеристика вашего фильма и его карточка (аналогично конкурсной заявке), а также предоставлены заверения в том, что в вашем фильме не содержится сцен и кадров, вступающих в конфликт с законодательством РФ (насилие, пропаганда наркотиков и т.п.).
Этим же письмом ваш художественный руководитель подтвердит, что весь контент соответствует требованиям законодательства об авторском праве. То есть, в фильме отсутствует контент, защищённый сторонним копирайтом (нелицензионная музыка, шумы, заимствования из чужих произведений без указания авторства и т.п.).
В этом же письме указывается возрастной ценз (6+, 12+, 16+), а также возможность (или невозможность) показа этого фильма (или его фрагментов) по телевидению или во время стрим-трансляций конкурсной программы в интернете.
Если в фильме содержатся кадры с несовершеннолетними, целесообразно приложить письменные разрешения на использование их изображения к примеру, по такой форме.
Желательно также получить письменное согласие и от ключевых героев вашего фильма по такой форме.
К кадрам с участием несовершеннолетних, пожалуйста, отнеситесь со всей серьёзностью. Подробнее можете ознакомиться в статье: «Правила публикации информации о детях».
И не удивляйтесь тому, что в студенческих работах, которые выполняются в учебных целях, допускается много вольностей, которые окажутся неприемлемыми, если фильм предназначен для публичной демонстрации вне стен вашего учебного заведения.
В шапке сопроводительного письма следует указать для какого именно фестиваля оно предназначено. Недопустимо писать: «по месту требования». Если вы подаёте фильм одновременно на несколько фестивалей, то и персонифицированных писем должно быть столько же.
Сопроводительное письмо исполняется на фирменном бланке вашего факультета или образовательной организации, заполняется и подписывается вашим художественным руководителем, заверяется подписью декана и печатью факультета (при наличии).
Шаблон письма вы можете заготовить самостоятельно, а проверит и дозаполнит его ваш художественный руководитель. В контактной информации художественного руководителя недопустимо указывать его личный телефон и адрес электронной почты — только служебные.
Желательно уместить содержимое письма на ОДНОМ листе формата А4. Размер шрифта можно уменьшить. Предпочтительно использовать шрифт Arial (для удобочитаемости).
Письмо сканируется и переводится в формат PDF. Оригинал остаётся на вашем факультете как исходящая корреспонденция, а электронную копию вы прикрепляете к вашей конкурсной заявке в соответствующем поле, либо указываете там ссылку на этот PDF-файл.
Примерный шаблон письма можно скачать здесь: https://sneg50.ru/wp-content/uploads/2022/12/VUZ.doc
ДЛЯ СТУДЕНТОВ ИНЫХ ВУЗОВ — открыть
К иным вузам можно отнести, к примеру, факультеты журналистики, кафедры спортивной режиссуры, рекламы, и т.п. То есть те, где учебным процессом предусмотрено наличие учебных видео- и телестудий. То есть, имеется как минимум один преподаватель (или заведующий студией), квалификация которого позволяет выступать ему в качестве художественного руководителя вашего проекта.
Не забывайте, что ему предстоит взять на себя ответственность за полноту и достоверность экспертной оценки вашего фильма, как минимум на предмет отсутствия запрещённого контента и произведений со сторонним копирайтом.
Требования к оформлению сопроводительного письма сходны с письмом от киновузов.
Учитывая, что приглашенный вами художественный руководитель вовсе не обязан знать всё то, что обязаны знать преподаватели киновузов, можете порекомендовать ему ознакомиться с азами законодательства в кино, к примеру, на этой странице: https://sneg50.ru/law/
Примерный шаблон письма: https://sneg50.ru/wp-content/uploads/2022/12/VUZ.doc
ДЛЯ ПРОЧИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ — открыть
К прочим учебным заведениям можно отнести техникумы, колледжи, школы, гимназии, кадетские корпуса, президентские кадетские училища и т.п.
Не исключено, что в вашем учебном заведении есть своя видео- или телестудия, у которой есть заведующий или имеется преподаватель, имеющий опыт практической работы, к примеру, на телевидении. Вполне возможно, что ему по силам будет проверить ваш проект, дать ему экспертную оценку и поставить подпись под сопроводительным письмом.
В этом случае вторая подпись под письмом должна быть проставлена руководителем образовательной организации и заверена её печатью.
Общие требования к оформлению сопроводительного письма смотрите выше (для студентов киновузов).
Заполнение в сопроводительном письме пункта 2 (Подтверждение авторства исполнителей проекта) вряд ли вызовет проблемы, если авторы проекта разрабатывали его и снимали фильм совместно с руководителем творческого коллекива, в рамках учебной программы и на технической базе учебного заведения. Если делали кино инициативно (самостоятельно) и представили уже готовую работу, которая потребовала (или не потребовала) доработок, это тоже следует отметить. В любом случае, смысл этого пункта в сопроводительном письме в том, чтобы художественный руководитель (который лично знает своих воспитанников) или сторонний эксперт подтвердили, что работа выполнена именно этими ребятами.
Стоит обратить внимание, что руководители подобных творческих коллективов могут подтверждать авторство только СВОИХ воспитанников, которые фигурируют в списках групп обучения, классных журналах и .п., но никак не сторонних лиц.
Если руководитель вашей образовательной организации (к примеру, школы) сочтёт, что для оценки проекта и составления сопроводительного письма среди сотрудников учебного заведения нет специалистов должной квалификации, то он вполне может обратиться за помощью к коллегам — к примеру, в профильный киновуз, где вряд ли откажут в помощи.
В этом случае первая подпись должна быть сделана сторонним экспертом, а заверяется письмо подписью и печатью образовательной организации, в которой обучается автор фильма, подающий заявку на участие в фестивале. При этом вовсе не обязательно, чтобы письмо было заверено именно руководителем образовательной организации. Заверить его может, к примеру, руководитель отдела кадров (при наличии у него печати “Отдел кадров”) или иного структурного подразделения организации, которое уполномочено заверять подобного рода документы.
Примерный шаблон письма: https://sneg50.ru/wp-content/uploads/2022/12/VUZ.doc
Если рецензировать проект (и ставить первую подпись) будет сторонний эксперт, то и строку в первой подписи “Художественный руководитель” следует заменить на “Эксперт”.
Для учащихся киношкол, членов киноклубов и т.п. — открыть
Сопроводительное письмо на фирменном бланке организации, в чьём подведомственном подчинении находится творческий коллектив (творческое объединение) оформляет и подписывает руководитель творческого коллектива на основе шаблона для вузов. Требования к оформлению письма и способу отправки скан-копии в формате PDF аналогичны киновузовским.
Заполнение в сопроводительном письме пункта 2 (Подтверждение авторства исполнителей проекта) вряд ли вызовет проблемы, если авторы проекта разрабатывали его и снимали фильм совместно с руководителем творческого коллекива, в рамках учебной программы и на технической базе учебного заведения. Если делали кино инициативно (самостоятельно) и представили уже готовую работу, которая потребовала (или не потребовала) доработок, это тоже следует отметить. В любом случае, смысл этого пункта в сопроводительном письме в том, чтобы художественный руководитель (который лично знает своих воспитанников) или сторонний эксперт подтвердили, что работа выполнена именно этими ребятами.
Стоит обратить внимание, что руководители подобных творческих коллективов могут подтверждать авторство только СВОИХ воспитанников, которые фигурируют в списках групп обучения, являются членами клубов (с подтверждённым регулярным участием в его мероприятиях) и .п., но никак не сторонних лиц.
Заверяется документ подписью руководителя организации, в чьём подведомственном подчинении находится творческий коллектив (творческое объединение). Наличие печати юридического лица или ИП обязательно.
Копирайт в этом случае будет выглядеть примерно так:
© Студия анимационного кино “Колосок” МБУДО “Детская школа искусств № 2 им. А. П. Артамонова”, 2023 г.
Примерный шаблон письма: https://sneg50.ru/wp-content/uploads/2022/12/VUZ.doc
Если заявитель нигде не обучается и не является предпринимателем — открыть
Не такая уж редкая ситуация, когда школу уже окончил, а в вуз не поступил. При этом есть желание и возможность снять своё кино. Хотя бы для того, чтобы принять участие в творческом конкурсе или тематическом фестивале. Даже если и не получит награду, то будет что написать в творческой автобиографии при попытке последующего поступления в киновуз.
Нередко такие молодые люди считают себя “свободными художниками”. Дескать, я оформил самозанятость, и теперь сам себе режиссёр безо всяких вузов. Стоит напомнить, что САМОЗАНЯТЫЙ — это вовсе не статус предпринимателя, а всего лишь льготный режим взимания налога на доходы физлиц. И не более того.
Подавать заявки на “всякие” конкурсы от своего имени такой человек может, но на более-менее приличные фестивали дорога ему закрыта. Без художественного руководителя (от учебного заведения или организации кинематографии) он физически не сможет подтвердить своё авторство (даже если депонировал своё произведение и получил на него Свидетельство о депонировании), поскольку некому заверить сопроводительное письмо, содержащее квалифицированную экспертную оценку.
Другая ситуация — студент киновуза (или иного вуза) не может найти в своём учебном заведении преподавателя, который согласиться стать его художественным руководителем в «левом» проекте (не предусмотренном программой обучения). Причины могут быть разными. Самая банальная — студент обучается по направлению подготовки «режиссура неигрового кино», а сделал игровой проект. Мастер курса считает, что студент не тем занимается, да и кино сделал «неправильное».
В обоих случаях подписать и заверить сопроводительное письмо некому. Неужели подать заявку не удастся?
Попробовать найти художественного руководителя должной квалификации, оформить и заверить сопроводительное письмо можно, но не в учебном заведении, а в организации кинематографии или телевидения.
«Нестуденты» могут попытаться обратиться, к примеру, в телерадиокомпанию или на местную (даже небольшую) телестудию. Там-то уж точно найдутся сведующие люди, готовые помочь, если проект стоящий. Если кино не заслуживает внимания, и под ним стыдно поставить свою подпись, то хотя бы укажут на грубые ошибки.
Студенты киновузов проходят производственную практику в организациях телевидения и кинематографии (киностудиях, кинокомпаниях и т.п.). Можно попытаться найти художественного руководителя там. Он поставит первую подпись в письме, указав свою должность и квалификацию. В этом случае документ подписывается руководителем организации кинематографии или телевидения, в которой работает художественный руководитель.
Нередко в штате организации кинематографии (к примеру, ИП) с основным ОКВЭД 59.11; 59.12; 59.13 или 59.14 числится только один человек (руководитель). Тогда письмо (на фирменном бланке) заверяется только руководителем организации, который возьмёт на себя и функции художественного руководителя, и ответственность за объективность экспертной оценки. Наличие печати (юрлица или ИП) обязательно.
Примерный шаблон письма: https://sneg50.ru/wp-content/uploads/2022/12/VUZ.doc
Несколько слов о финальных титрах
Финальные титры фильма — официальный документ, имеющий юридическую значимость. Как и любой официальный документ он оформляется по определённым правилам, которых следует придерживаться.
Многие даже не подозревают, что у вас ни за что не примут обязательный экземпляр фильма в Госфильмофонд РФ или РГАКФД только потому, что перед копирайтом не будет титра «КОНЕЦ ФИЛЬМА», а копирайт окажется короче шести секунд с уходом в ЗТМ.
Копирайт — знак охраны авторского права (последний кадр любого фильма после титра «Конец фильма») должен содержать информации только о ПРАВООБЛАДАТЕЛЕ (или указанных в сопроводительном письме правообладателях). Например:
© ООО «Колосок», 2023 г.
© ИП Иванов Иван Иванович, 2023 г.
© Телестудия «КадетКадр» ФГКОУ «Краснодарское президентское кадетское училище», 2023 г.
Если у фильма несколько правообладателей, в зависимости от условий договора (лицензионного, о совместном производстве или сопродюсировании) возможны варианты:
© ИП Иванов Иван Иванович по заказу ВГТРК, 2023 г.
Или
© ИП Иванов Иван Иванович, 2022 г.
© ВГТРК, 2023 г.
При этом исполнитель проекта может быть вынесен в отдельную строку как “Производитель”, а копирайт будет только у заказчика, получившего исключительные права в соответствии с условиями договора заказа.
Порядок оформления совместного копирайта (при совместном правообладании), как правило, указывается договаривающимися сторонами в самом договоре (в процессе его заключения) или же после делегирования части прав стороннему дистрибутору.
Чтобы на более-менее приличном фестивале вашу заявку не отклонили по причине неправильного оформления финальных титров, можно придерживаться шаблона, рекомендуемого Фондом поддержки регионального кинематографа для неигрового фильма (в спойлере). Если сделают замечание, то у вас, хотя бы, будет пример, на который можно сослаться.
Форма титров ФПРК — открыть
Начальные титры:
Логотип Фонда поддержки регионального кинематографа
Логотип (или надпись с названием) Исполнителя (организации кинематографии)
Название фильма
—
Финальные титры:
В фильме снимались
Кирилл Окунев
Мария Андреева
Автор сценария Иван Иванов
Режиссер Наталья Константинова
Оператор Людвиг Орестов
Звукооператор Василий Васильев
Сведение звука Михаил Михайлов
Монтаж Николай Николаев
Цветокоррекция Павел Павлов
Графика Петр Петров
Исполнительный продюсер Руслан Русланов
Генеральный продюсер Тимофей Тимофеев
Саундтрек:
Автор музыки: Алексей Алексеев
Запись саундтрека: Алексей Алексеев
Саунд-дизайн и мастеринг: Алексей Алексеев
Саунд-продюсер: Алексей Алексеев
Студия записи: Новая волна
В фильме использованы музыкальные произведения:
«Название»
Автор текста: Алексей Алексеев
Автор музыки: Алексей Алексеев
«Название»
Автор текста: Алексей Алексеев
Авторы музыки: Алексей Алексеев, Алексей Алексеев, Алексей Алексеев
Выражаем благодарность за содействие в создании фильма:
Киностудии «Название» и лично Александру Александрову
Студии «Название» и лично Алексею Алексееву
Выражаем особую благодарность:
Борису Борисову
Василию Васильеву
Егору Егорьеву
Благодарим за помощь в создании фильма:
Андрея Андреева
Георгия Георгиева
Дмитрия Дмитриева
Людмилу Людмилину
Ярослава Ярославова
Фильм создан при поддержке
«Название»
«Название»
Производство:
Студия «Исполнитель»
Фонд поддержки регионального кинематографа Союза кинематографистов России www.fundregion.ru
Конец фильма
© Фонд поддержки регионального кинематографа, 2023 г.
В заключение стоит напомнить, что финальные титры ЛЮБОГО фильма — официальный документ, в котором перечисляются только те лица и организации, которые ФАКТИЧЕСКИ причастны к созданию конкретного аудиовизуального произведения.
Участие в фильме физлиц и организаций подтверждается только документально — договорами (коммерческими и некоммерческими, партнёрскими и т.п.), согласиями на использование исполнения изображений (особенно несовершеннолетних) и т.п.
ПРИМЕР — открыть
В работе над проектом о Великой Отечественной войне для убедительности и достоверности вы решили включить в фильм парочку документов, найденных на информационном ресурсе «Память народа». Но по всему полю документов размещены вотермаки «ЦАМО РФ» и «ПАМЯТЬ НАРОДА». Вы «отфотошопили» документы (замазали вотермаки), включили обработанные изображения в фильм, сопроводив каждый документ субтитром с указанием источника, а в финальных титрах указали, что были использованы документы ЦАМО. Можно ли так делать?
Если вы школьник или студент, а фильм сделан в учебных (образовательных) или иных некоммерческих целях и не предназначен для показа с большим количеством зрителей, то это допустимо. Ведь формально вы указали правообладателя и источник заимствования, не извлекая коммерческой выгоды. Для фестивалей (и иных способов публичной демонстрации) — спорно.
И вот почему. Обратимся разделу «Правовая информация» ГИС «Память народа»:
«Правообладателем ГИС «Память народа», включая входящие в ее состав программы для ЭВМ, электронные банки (базы) данных, включающие электронные копии архивных документов, является Российская Федерация в лице Министерства обороны Российской Федерации (далее – Правообладатель).
<…>
Информационный контент и сервисы сайтов ГИС «Память народа» предоставляются Оператором только для личного использования без извлечения коммерческой выгоды, если иное не оговорено с Правообладателем. Перепечатывание и публикация материалов в любых иных целях возможны только при условии соблюдения авторских (смежных) прав Правообладателей.»
Начнём с того, что вы делаете кино НЕ ДЛЯ ЛИЧНОГО использования, а для публичной демонстрации, даже если не планируете получить никакой выгоды. Для публичной демонстрации потребуется получить как минимум разрешение правообладателя — Министерства обороны РФ. Организация кинематографии (юрлицо) так и сделает, сделав запрос и заключив договор на приобретение копий указанных документов (купит их электронные образы с высоким разрешением).
В этом случае организация кинематографии, соблюдая формальности и заключив договор с ЦАМО, получит право выразить БЛАГОДАРНОСТЬ этому архиву за предоставленные материалы.
Хорошенько подумайте, стоит ли указывать в титрах кого-то, чтобы просто «сделать ему приятно». Старайтесь не высказывать благодарности организациям и учреждениям «просто так» (без письменного договора, как минимум, партнёрского). Это может иметь серьёзные последствия (в том числе и финансовые), а то ведь могут предъявить и Product placement (скрытую рекламу), если вы это сделали без письменного договора. Но это уже совсем другая история.
Вряд ли в этой статье рассмотрены все возможные ситуации со статусом заявителя на участие в фестивалях. Если у вас возникли вопросы по заполнения сопроводительного письма, можете изложить суть проблемной ситуации в форме обратной связи на этой странице.
Используя данную форму обратной связи вы выражаете согласие с Политикой конфиденциальности персональной информации официального сайта ООО “Кинокомпания “Курьер”.